Рано или поздно каждый автомобиль подлежит тщательному осмотру, при котором можно выяснить, что некоторые элементы двигателя, например рулевая рейка, требуют ремонта. Как же не допустить непоправимых последствий и починить поломки вовремя? В этой статье мы подробно расскажем о причинах, признаках и способах ремонта механизма рулевой рейки.
Причины поломки:
- Вождение по неровным дорогам, что приводит к «расшатыванию» деталей или скорому их износу.
- Перепады в скорости езды.
- Частый заезд на возвышение (бордюр, например).
Какие основные признаки поломки рулевой рейки
Водитель с большим опытом легко распознает неисправность в своем авто, людям же, которые сели за руль недавно будет посложнее разобраться, но попробуем разъяснить подробно.
Основные признаки неисправности рулевой рейки:
- Стук в рейке, который может передавать вибрации непосредственно на руль.
- Нарушается легкость поворота руля – вначале он начинает просто трудно поворачиваться в одну сторону, а потом уже и вовсе пропадает возможность управления машиной, что может быть опасным для вашего здоровья.
- Появление посторонних звуков в насосе гидроусилителя – лязг, свист.
- Протекание масла из рулевой рейки — особенно хорошо это заметно, когда оставить авто на ночь на асфальтированной поверхности и на утро под машиной, в передней части будет большое маслянистое пятно.
Если проявляется хоть один признак – нужно срочно что-то делать – а именно либо самостоятельно решать проблемы, либо обратиться в СТО. Ремонт рулевой рейки – это сложный, трудоемкий процесс и осуществить его собственными руками будет нелегко, так как нужно иметь под рукой определенный набор инструментов и знаний, опыта и желания, но все же это вполне реально выполнить самому, если все правильно делать.
Этапы роботы ремонта рулевой рейки
Прежде чем приступить к ремонту, давайте посмотрим, из чего состоит рейка:
- Опорная втулка;
- Зубчатый вал;
- Золотниковый механизм.
Так же нужно удостовериться, что в наличии имеются все необходимые инструменты и специальный комплект для ремонта, в который входят все необходимые детали.
Процесс починки этого элемента включает несколько этапов:
- Демонтаж и полная разборка рейки – в процессе чего, можно и определить степень повреждения.
- Обязательная чистка абсолютно всех деталей – необходимо очистить от загрязнений, ведь это тоже может негативно влиять на работу руля.
- Замена тех деталей, какие не подлежат восстановлению.
- Обратная сборка всех элементов в единую конструкцию.
В зависимости от степени повреждения и есть ли в наличии нужная деталь процесс ремонта может занять от пары часов и до нескольких суток (если заказывать определенную деталь).
Как же осуществить разборку данного элемента?
Если все инструменты и комплект на месте, можно приступать к разборке, этот процесс тоже состоит из нескольких моментов:
- При помощи отвертки, вначале нужно открутить рейку от рулевых тяг, потом заглушку из пластика и наконец, стопорную гайку.
- Дальше нужно освободить стопорное кольцо и аккуратно вытащить вал.
- Следующим идет нижний сальник – его тоже нужно вытянуть.
- Потом осторожно извлечь (желательно постукивающими движениями) стопорный шрифт, который является блокиратором для верхнего сальника.
- Следующий момент — это доставание стопорного кольца при помощи поворота стопорной заглушки.
- Снять рулевую рейку (справа) и вытащить сальник и пластиковую втулку, а также пружину и прижимной механизм.
Обязательно промыть все детали и тщательно осмотреть на предмет каких-либо повреждений (при выявлении каких, немедленно заменить новыми или починить). Если в процессе осмотра были выявлены более серьезные повреждения (повреждения поверхности шестерни зубчатого вала, например), то, скорее всего, нужно будет заменить полностью весь механизм. После замены или частичного ремонта следует с точностью до наоборот, собрать детали обратно, используя масло для смазки шестерней.
Виды рулевых реек
Известным фактом является то, что рулевые рейки являются одним из основных элементов рулевой конструкции. В своевременных авто используют три основных их вида:
- Те, которые работают на гидравлическом приводе;
- На механическом;
- И электрические.
Первый и второй имеют некоторые сходства, а вот третий кардинально от них отличается. Хотя в пользовании электрическая система управления довольно-таки проста. Поломку в работе электрической рейки тоже очень легко обнаружить:
- Во время движения может появиться «дребезжание» и вибрация руля, особенно это ощутимо во время поворотов;
- Появление посторонних звуков (лязг, треск).
Кроме замены или косметического ремонта рейки возможно надо будет установить новые наконечники тяги руля (самая частая поломка). Лучше всего доверить ремонт электрической рулевой рейки профессионалам, потому что, чтобы починить ее нужно иметь не только специальный набор инструментов, приборов, а большой опыт работы с данным видом механизма.
Что нужно делать, чтобы рулевая рейка служила дольше?
А возможно ли вообще сохранить рулевой механизм подольше? Если следовать небольшим правилам, то можно значительно продлить время эксплуатации.
Основные правила ухода за рулевым механизмом:
- Тщательно следить за исправностью вашего автомобиля – следить за тем, чтобы целостность уплотнений на рейке и защите сальников не была повреждена, так как даже небольшая трещина может привести к попаданию грязи и воды внутрь.
- Следить за плавностью вождения – не делать резких рывков и по возможности, избегать «выворачивания руля на полную».
- Осторожная езда по неровным поверхностям.
Если все делать, как надо и просто следить за свои автомобилем, то проблемы поломок вас не скоро настигнет. Если уж случилось так, что авто неисправно работает, отчаиваться не стоит, ведь иногда все можно решить, даже не обращаясь в СТО, главное — это вовремя устранить неполадки.