С появлением видеорегистраторов в интернете можно наблюдать видеозаписи серьезных дорожных аварий, к сожалению, очень часто заканчивающихся гибелью их участников. Между тем, в ряде случаев многих трагедий можно было бы избежать, если помнить несколько простых правил, когда судьба людей решается за доли секунд.
Правила выживания в ДТП
Первое правило, необходимое для выживания в дорожно-транспортном происшествии — это избегание любым способом лобового столкновения.
Именно при фронтальном ударе автомобилей или одного автомобиля о препятствие большинство инцидентов заканчиваются смертельным исходом. Даже если автомобиль получил твердые «пятерки» по самой строгой классификации EuroNCAP, то это вовсе не означает, что его кузов способен также эффективно выдержать удар на скорости свыше 100 км/ч.
Если столкновение неизбежно, рекомендуется любым способом попытаться уйти в сторону отбойника, ограждения, обочины и даже кювета. Разумеется, в случае съезда автомобиля с проезжей части имеется существенный риск его опрокидывания. Но даже при опрокидывании у вас будет гораздо больше шансов выжить, чем в случае фронтального столкновения. Для быстрого гашения скорости также рекомендуется сорвать автомобиль в управляемый занос (дрифт). В этом случае, имеется реальная возможность эффективного снижения скорости.
Пусть удар транспортных средств произойдет по касательной. В этом случае имеется гораздо больше шансов выйти из серьезного дорожно-транспортного происшествия без жертв. Также в случае невозможности быстрого снижения скорости (небольшое расстояние, неожиданный маневр встречного автомобиля с выездом на вашу полосу и т. д.), почти всегда есть возможность уйти от столкновения в сторону обочины, при условии отсутствия на ней препятствий в виде людей, деревьев, столбов или стоящих транспортных средств.
Если дорога пролегает через поле или кустарник, то без колебаний съезжайте в поле! Поврежденная подвеска или пластиковые детали автомобиля — не столь большая компенсация для сохранения вашей жизни и жизней ваших пассажиров. Рыхлая пашня, густая трава, мягкий не слежавшийся снег, грязь, большие лужи, кустарник — все это дает прекрасную возможность для гашения скорости и остановки автомобиля в критической ситуации.
Наряду с фронтальным столкновением следует избегать и бокового столкновения с дорожными столбами, опорами линии электропередач, а также большими деревьями, стоящими вдоль дороги. Очень часто случается, что при боковом столкновении автомобиль буквально наматывается на преграду, не оставляя никаких шансов на жизнь находящимся в нем людям.
Способы предотвращения аварийных ситуаций
Второе правило — это профилактика, которая, как известно, лучше лечения. Возможно, риск в некоторых сферах нашей жизни и оправдан, но только не на дороге. Перед совершением любого маневра при движении с большой скоростью обязательно следует оценивать дорожную обстановку и при ее возможном неблагоприятном развитии, лучше отказаться от его совершения.
Например, при начале обгона, если водитель обгоняемого вами транспортного средства по каким-либо причинам повышает скорость, не стоит вступать с ним в соревнование, а лучше благоразумно перестроиться на свою полосу и продолжить движение, соблюдая дистанцию. Как показывает практика, большинство тяжелых аварий, заканчивающихся гибелью водителей или пассажиров происходит по причине самонадеянности и «духа соревнования», часто оборачивающихся на дороге трагедией.
Если у вас нет достаточного опыта вождения автомобиля в тяжелых дорожных условиях, например, в условиях проливного дождя, снегопада, обледенения, то двигаться на автомобиле стоит с особой осторожностью, либо вовсе воздержаться от поездки. Очень сильное влияние на безаварийную езду сказывается и состояние водителя. Никогда не садитесь за руль в состоянии усталости, недомогания и тем более, в состоянии остаточных явлений алкогольного опьянения, также называемого похмельем. И если ваши знакомые говорят вам, что это пустяки и они так ездили тысячу раз, то для вас поездка в подобном состоянии может стать последней не только по причине лишения прав.
Обязательно следует соблюдать дистанцию между транспортными средствами, поскольку это залог того, что в случае возникновения аварийной ситуации у вас будет шанс среагировать и избежать возможных трагических последствий. В случае недостаточно развитой реакции и глазомера очень полезно прогнозирование дальнейшего развития дорожной ситуации, например, если вы едете вслед за автобусом, подъезжающим к остановке, то спрогнозировав возможное снижение им скорости, можно заранее оценить пространство для маневра и произвести его безопасный обгон.
Своевременная диагностика автомобиля
Третье правило, необходимое для безаварийной езды — содержание автомобиля и его систем в надлежащем состоянии. Шины не должны иметь существенного износа. Они должны быть накачены одинаковым давлением, рекомендованным производителем. Все колесные болты или гайки должны быть закручены. На них не должно быть следов коррозии и механических повреждений. Вся оптика автомобиля также должны быть исправна. Особое внимание следует уделять рабочей тормозной системе. В случае даже незначительных потеков тормозной жидкости из стыков тормозных шлангов или главного тормозного цилиндра дальнейшее движение на автомобиле представляет серьезную опасность. При отсутствии течи, обязательно следует уделять внимание количеству и цвету тормозной жидкости. Если она темного цвета, ее немедленно следует заменить. Тормозные накладки и колодки также не должны быть тоньше рекомендуемых нормативов. Своевременное квалифицированное техническое обслуживание — залог долгой и безаварийной эксплуатации автомобиля. Выполняя эти простые правила, можно избежать многих аварийных ситуаций. Удачи на дорогах!